Конфликты в отделении клиники: взгляд изнутри
Конфликты в коллективе сотрудников клиники и отделения – явление, присущее любой социальной группе. Но здесь есть несколько особенностей. Во-первых, работа врача связана с большим количеством коммуникаций, как внутри клиники, так и вне ее, с пациентами, их родными, другими клиниками и организациями.
И тут, как и в других профессиях, связанных с общением с людьми, уровень конфликтов тем выше, чем выше частота коммуникаций. Работа врача связана с постоянным высоким уровнем ответственности, что влечет за собой высокий уровень внимания и напряжения, а это опять же – часто предрасполагает к конфликтам. Стоит только заискрить – и уже пожар. И здесь часто врач, кому ничто человеческое не чуждо, иногда может переносить свое переживание ответственности и ощущения «должен всем все время», на других людей, подвернувшихся в это время под руку.
В идеальной ситуации либо в клинике может работать психолог по разгрузке и распределению у доктора внутренней ответственности, разнесения границ «круга влияния» и «круга забот», либо эту роль на себя может взять, и именно так чаще всего и происходит, - руководитель. Во многих дисциплинах и подходах лечению многих нозологических форм часто нет единого детализированного подхода, кроме рекомендаций ВОЗ. Сколько кафедр, сколько клиник – столько и детализаций алгоритмов лечения. И когда специалист переходит из клиники в клинику, его привычные способы и алгоритмы лечения и диагностики пациентов могут быть непонятыми «старожилами», просто потому, что они тоже лечили, тоже успешно, но по-другому.
А новый доктор, а если он еще и достаточно молод – это зона риска для показателей клиники, это кот в мешке. И отсюда еще группа причин конфликтов в коллективе – конфликт профессиональных подходов. Все бы ничего, и лечат по разному, ведь главное результат, но приходит время клинического разбора или пятиминутки, и привычное и традиционное часто становится более предпочтительным, чем другое, возможно, инновационное или более успешное. А после обозначения позиций на общих встречах, внутри клиники уже могут формироваться лагери, разделяющие докторов, а часто уже и сестер, на потенциально враждебные группы. Иначе обстоит ситуация с молодыми докторами, приходящими в ординатуру в отделение.
За ним еще долго тянется тень студенчества, и так или иначе, но есть группа старших докторов, которые в данном отделении являются «лидерами мнений». И молодой доктор изначально поставлен в ситуацию «покажи на что ты способен, студент». А часто, обладая свежими знаниями, но не обладая опытом, начинающий специалист, подогреваемый амбициями и желанием показать, что он уже Врач, может допускать ошибки или не признавать их, или вступать в конфронтацию с отдельными докторами или целым коллективом, и тогда уже дело техники – показать юному всезнайке его место… Что же посоветовать молодому, подающему надежды доктору?
В медицине есть замечательная традиция, сохранившаяся и по сей день, – институт наставничества. Если начинающему специалисту повезет, и он найдет своего Учителя, высокопрофессионального и уважаемого врача, то следование за ним, получение ответов на вопросы, совместный разбор историй болезней, ошибок и удач – единственный путь стать самому Врачом с большой буквы, получить бесценный опыт. И в этой ситуации, если нет в клинике такого профессора, гуру или наставника, то руководителю необходимо взять на себя эту роль.
Начинающий доктор может достаточно быстро потерять огонь в сердце и перестать хотеть достичь результатов, стать Доктором. Вложения, сделанные в молодого специалиста, прорастут позже, возможно не здесь (тут уже вопрос перспектив и мотивации специалиста к работе в этой клинике), но наставничество – ключевой фактор успешности и профессионализма для молодого врача.
Путь проб и ошибок он пройдет в любом случае, но сделает это рядом с профессионалом, который в нужное время укажет на ошибки, где то предостережет от непоправимых действий, а где-то похвалит, и эти похвалы останутся вехами, реперными точками в сознании молодого доктора – как правильно, как нужно поступить, чтобы добиться успеха. Для начинающего доктора путь конфронтаций и одиночества очень редко бывает успешным.
Это связано с особенностями медицины, как исторически сложившейся системы и культуры отношений, формирования школ и направлений. Пусть достаточно закрытая и консервативная с точки зрения отношения область, но имеющая высокую культуру передачи знаний и сохранения имеющихся достижений.
Автор статьи: Мария Клочко