Улыбка в подарок или основы общения с клиентами
Современный мир диктует коммерческим медицинским учреждениям свои правила игры. Наверное, сейчас нет ни одной компании, независимо от сферы деятельности, которая бы не декларировала клиентоориентированность как одну из главных своих добродетелей. И надо признать, что клиентоориентированность сегодня уже не столько является конкурентным преимуществом компании, сколько необходимым условием ее выживания на рынке.
Понятие клиентоориентированности многогранно, каждый определяет его для себя по своему и включает в себя множество различных параметров. В этой статье я предлагаю вам рассмотреть вопрос культурного обслуживания пациентов как одной из составляющих сервиса в клиентоориентированной медицинской организации. Из всего многообразия тем обучения на сегодняшний день самыми востребованными для медицинских организаций являются темы: «Эффективное обслуживание клиентов», «Стандарты работы с пациентом», «Управление конфликтом и работа с претензией клиента». В первую очередь приоритет отдается обучению среднего медицинского персонала основам общения с пациентами. Такой выбор не случаен, он продиктован необходимостью соответствовать высоким покупательским требованиям к уровню сервиса в медицинских организациях.
Люди хотят не просто получить квалифицированную медицинскую помощь, они хотят удовлетворить и другие потребности: в уважении, заботе, внимании, безопасности, комфорте и т.д. Ведь именно потому они выбирают ту или иную клинику.
Умение общаться с людьми, понимать их, грамотно излагать свои мысли – эти навыки совершенно необходимы любому сотруднику медицинского учреждения. К сожалению, не всегда сотрудники, будучи профессионалами в своей области, настолько же хорошо владеют коммуникативными навыками, и как следствие могут возникать неприятные ситуации с пациентами, недопонимание, конфликты. Коммуникативные навыки можно развить, но важно понимать, что любое изменение, происходящее в нашем поведении, начинается с изменений в нашей голове.
Поэтому для того, чтобы овладеть искусством общения с людьми, важно желание обучаемого, его внутренняя мотивация, понимание целей для чего ему это нужно. С чего стоит начать? В первую очередь с изменений в собственных установках. Подумайте над единственным постулатом клиентоориентированного подхода: «клиент всегда прав». Как избита эта фраза и в то же время сколькими людьми она не понята! Как много противоречий она вызывает! Осознание того, что это высказывание – истина, станет первым шагом на пути к пониманию клиента, а умение понять – это один из четырех основных коммуникативных умений.
Основные правила взаимодействия с клиентом
Правило 1. Внимание к посетителю. Очень часто на тренингах можно наблюдать такую картину, что люди, которые боятся конфликтных ситуаций, сами того не желая, приводят к ним из-за собственного неправильного поведения, неверно подобранных слов. Уже с первых секунд, как только человек заходит в вашу клинику, у него формируется впечатление о ней.
Поэтому так важно сразу показать ему свое внимание, заинтересованность в нем желание помочь. В различных ситуациях проявить внимание можно разными способами. Если вы в данный момент не заняты другими пациентами, то можно встать, улыбнуться поздороваться первым, если же вы заняты другими клиентами, то достаточно будет визуального контакта, кивка головы, улыбки.
Важно продемонстрировать вошедшему человеку, что он замечен. Безусловно, если в заняты другим человеком он не будет ожидать от вас, что вы бросите все и немедленно займетесь его проблемой. Но если в данный момент вы заняты другими делами, которые не видит пациент, ему будет казаться, что на него не обращают внимание, он будет чувствовать, что безразличен вам и уже у него может начать зарождаться некоторое недовольство.
Поэтому помните, что если вошел посетитель – он сейчас самая главная ваша задача, ведь у вас не будет больше «второго шанса создать первое впечатление». Еще одна важная деталь, важно быть внимательным к клиенту на протяжении всего его визита в вашу клинику, и когда он уходит, проявите искренность, пожелайте здоровья. Эти маленькие детали завершат в сознании клиента позитивный образ.
Правило 2. Будьте активны. Проявляйте инициативу при общении с клиентом: спрашивайте, отвечайте, предлагайте. Многие путают инициативность с назойливостью, но это принципиально разные вещи. Инициативность позволяет нам не плыть по течению, а контролировать процесс, направляя его в нужное нам русло. Часто во время процедуры «Тайный покупатель» я сталкиваюсь с ситуацией, когда в регистратуре мне только отвечают на мои вопросы. Да, вежливо, да, доброжелательно, но не более того. Я, как клиент, совершенно не вижу заинтересованности во мне, т.к. в процессе диалога не задается ни одного дополнительного вопроса, который бы продемонстрировал внимание ко мне, помог бы выяснить мои потребности для предложения дополнительных услуг. В дальнейшем на тренингах мы разбираем эти моменты и выясняется, что это вовсе не нежелание помочь диктует такое поведение, а страх показаться навязчивым. А в результате клиент может не получить ту услугу, в которой нуждается. Итак, будьте активны при общении с клиентами, они обратились к вам за помощью, они рассчитывают на вас. Активность – это ответственная позиция по отношению к клиенту, готовность взять на себя часть заботы о нем, ведь именно этого они и хотят.
Правило 3. Улыбайтесь. Очень важный момент общения – это ваши глаза и улыбка. Самый простой способ показать свое позитивное отношение к окружающим – это улыбнуться им. Улыбка важнее многих, сказанных вами слов. Когда вы улыбаетесь при встрече, улыбка говорит «Я рада вас видеть! Мне приятно с Вами разговаривать!» Глаза являются своеобразным центром общения.
Когда вы говорите с собеседником, смотрите ему прямо в глаза. Если вы избегаете зрительного контакта, то человек может подумать, что он вам неприятен, вы его боитесь или что-то от него скрываете. Вы можете сказать клиенту: «Слушаю Вас!», и при этом смотреть мимо него, и человек больше поверит не сказанным вами словам, а невербальным проявлениям. Если вы не смотрите на собеседника, значит вы его не слушаете, сразу возникает диссонанс.
Замечено, что люди избегают смотреть в глаза друг другу, если они обижены, недовольны или соперничают. Если же вам приятно общаться с человеком, вам нечего скрывать, то и смотреть вы будете ему в глаза открыто. Ваши глаза показывают вашу искренность по отношению к собеседнику.
Правило 4. Слушайте клиента. Важно научиться не просто слушать, но и слышать, что говорит клиент, распознавать его интонации, определяя по ним настроение и состояние собеседника, читать между строк мотивы, которые побудили его обратиться именно в вашу организацию. В искусстве общения умение слушать оказывается более полезным, чем умение красноречиво говорить и убеждать. Умение слушать непредвзято, открыто; слушать, давая знать другому человеку, что он услышан.
Иногда мы попадаем в ловушки, которые сами себе расставили, когда вместо другого человека пытаемся закончить начатую им фразу, а оказывается, что ваш собеседник хотел сказать совсем другое, или когда мы слушаем, заранее зная, что человек хочет сказать, и внутренне уже готовим ответ, пропуская мимо ушей важную информацию. Итак, во время слушания важно сосредоточиться на говорящем, не отвлекаться на мелочи, внимательно слушать, при этом демонстрируя, что мы внимательно слушаем. Междометия, кивки, расположение тела поддерживают вашего собеседника и побуждают его к дальнейшему разговору.
Правило 5. Проявляйте заботу. Забота – ключевое слово в работе с клиентами, каждое действие и слово медицинских работников должно подтверждать, что они действительно проявляем заботу о них. Посещение медицинских учреждений, как правило, связано с тревогой, волнением, страхом. В каждом человеке просыпаются маленькие мальчик или девочка, которые в детстве так боялись врачей, поэтому ваша задача снять напряжение, барьер, помочь побороть тревогу и почувствовать уверенность и заботу о себе. Говорите простым и понятным языком, будьте предупредительны, тактичны, терпимы. Правило 6. Не спорьте, не давайте оценок.
Клиент – это не тот человек, с которым нужно спорить, отстаивать свою точку зрения, острить, воспитывать.Следует уважать его мнение, стараться понять, почему у него сложилась та или иная точка зрения. Вы должны выработать у себя умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника. Внимательно следите за своими словами, речью, чтобы не нанести клиенту обиду, оскорбление.
Именно поэтому следует избегать оценочных суждений в отношении клиента, чего бы они не касались: его личности, его действий. Не нужно воспитывать клиента, он не за эти к вам обратился, вместо замечаний и проявления недовольства помогите ему, тактично подскажите правильные действия. Соблюдать все эти правила довольно просто, главное искренне хотеть общаться со своим клиентом, быть готовым прийти ему на помощь и помнить, что именно душевную теплоту и заботу клиенты ценят больше всего.
Автор статьи: Королева Ирина, исполнительный директор ВМШ