Психология бизнеса
Психологические типы — это не просто еще одна теория ни о чем. Ясное понимание и видение различий между двумя основными типами дает возможность взглянуть на окружающий мир совершенно под другим углом, и это приносит свои вполне осязаемые дивиденды. Вот, например, я сейчас участвую в курсе Сергея Жуковского о блогах. Он рассказывает о стратегиях развития и продвижения блогов и все время исходит из существующей н. Все его рекомендации опираются на единый принцип — узнайте, что нужно рынку/читателям/издателям, и дайте им это — так вы станете успешным бизнесменом/блоггером/автором. Говорит он об этом не на пустом месте — его концепция подтверждается его же опытом.
Успех его блога и его курсов показывает, что стратегия «Идем от рынка» прекрасно работает. Но тут есть один интересный нам нюанс. Сергей — экстраверт, и он рассказывает о своем экстравертском видении мира. Сама эта позиция — дать то, чего все хотят, — это естественная позиция экстраверта. Не было такого, что Сергей сам отучился на курсах, узнал, что нужно следовать за рынком и стал следовать. Он всегда следовал, всегда таким был, просто теперь он это начал применять стратегически, а не только тактически. И вот что получается.
Сергей рассказывает о том, как надо делать блоги, и все, что он говорит, звучит вполне убедительно. НО! Его стратегия только одна из возможных, это стратегия экстраверта. А есть еще и стратегия интроверта, которая выглядит совершенно иначе, но при этом не менее эффективна.
Экстраверт — всегда конъюнктурщик. Интроверт — всегда индивидуалист. И в том и в другом нет ничего плохого. Для экстраверта совершенно естественно подстраиваться под окружающий мир, а для интроверта это сродни грехопадению, предательству своей души. Поэтому, экстравертская стратегия для интроверта никогда не сработает так же хорошо, как для экстраверта, — это просто не в его духе. Интроверту, как бы ему ни хотелось быть таким же звездным и блистательным, какими бывают успешные экстраверты, нужно искать свой путь к успеху.
Бессмысленно примерять на себя чужую одежку — нужно шить и носить свою. Экстраверт сначала узнает, что можно будет хорошо продать, а потом думает как это сделать. Интроверт сначала думает, что он может хорошо сделать, а потом думает, как это продать. Фокус в том, что обе эти стратегии успешны в равной мере. Нельзя говорить, делайте так и не делайте этак. Делать надо так, как того велит душа. Экстраверту нужно следовать за рынком, интроверту — следовать за своими возможностями. Другой бизнес-пример: Microsoft и Apple.
Две мощных компании, имеющих противоположные рыночные позиции. Первая всегда следовала за рынком, вторая — рынок для себя создавала сама. Какая бизнес-стратегия лучше? — Та, которую ты можешь реализовать эффективно! Разумеется, это не значит, что интроверту нужно плюнуть на рынок и, запершись в своей темной каморке, вдохновенно творить.
Выглядывать наружу и держать нос по ветру нужно при любом раскладе. Вопрос в приоритетах — на первом месте для интроверта должно стоять «Что я могу делать хорошо?», а не «Что мне нужно научиться делать хорошо, чтобы потом это получше продать?» И то же для экстравертов — не стоит упускать из виду второй полюс. Как бы ни хотелось зарабатывать на том, что приносит больше всего денег, нужно периодически заглядывать к себе внутрь и спрашивать себя — «А чем бы я хотел заниматься сам для себя? К чему лежит моя душа?»
Интровертам нужно учиться у экстравертов, экстравертам — у интровертов. Но при этом нужно оставаться собой, а не косить под кого-то другого. Идеальный вариант, когда дело для души совпадает с тем, что хорошо продается на рынке. Так бывает не всегда, но величайшие состояния этого мира возникали как раз на пересечении этих двух дорог. Однако если приходится выбирать, я скорее откажусь от богатства, в угоду душевному покою… и, да, я — интроверт.
Автор статьи: Олег Сатов